Доклад Священника Игоря Шитикова
«Северная Америка, как каноническая территория Русской Церкви».
«Северная Америка, как каноническая территория Русской Церкви».Параграф 1 "Положения о Русской Православной Церкви Заграницей 1956 года" утверждает, что наша церковь временно самоуправляется на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7(20) ноября 1920 г.за Ь 362.
Гонения на Православную церковь в России прекращены, поэтому мы, по смыслу существования Зарубежной Церкви, должны вернуться на свою истори- ческую родину. О прекращении гонений и возвращении в Россию мечтало целое поколение русских эмигрантов, сохраняя православную веру, традиции, язык, культуру. Прошло более восмидесяти лет, и мы видим то, что русские люди не спешат в Россию, а наоборот, усилился поток эмигрантов из России на Запад.
Наше церковное руководство также не спешит менять место своего пребывания. С другой стороны "Указ Ь 362" является лишь необходимым условием существо- вания нашей Церкви. Достаточным условием является благословение поместной церкви, на территории которой оказались русские беженцы. И мы имели такое благословение от Вселенского патриарха на территории Турции (грамота Ь 9044 от 2 декабря 1920 года), и от Сербского патриарха Димитрия в 1921 году. Таким образом, существующий кризис РПЦЗ обусловлен противоречием между фактическим существованием и декларируемыми документами. Казалось бы, разрешить сие противоречие можно вступив в контакт с Московской Патриархией на предмет обсуждения вопросов нас разделяющих (сергианство и экуменизм), и при положительном их разрешении установить с МП евхаристическое общение, и получить от них признания в виде широкой автономии. Это идея архиепископа Марка. Идея правильная и логически выдержанная. Если не считать одного "но".
Большинство приходов РПЦЗ расположено в Северной Америке (епархии Восточно-Американская, Западно-Американская, Чикагская и Канадская). Здесь же находится и административный центр всей Зарубежной церкви. Северная Америка всегда ранее считалась канонической территорией Русской Православной Церкви. До 1921 года Русская Церковь под своим священнона- чалием объединяла всех православных Америки, независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми поместными церквами.
Такое положение было изменено в 1921 году, когда Вселенский патриархат учредил Греческую Архиепископию в Америке, без ведома и согласия Русской Церкви. В 1970 году Московская Патриархия даровала автокефалию Митропо- личьему Округу в Северной Америке. Была образована Православная Церковь в Америке – кстати, до сих пор не признанная старшими поместными церквями. Для нас важно то, что МП отказалась от Северной Америке, как от своей канонической территории, и согласно основному документу, Томосу 1970 года, впредь не будет создавать административных церковных структур на территории США. А следовательно, существование РПЦЗ в виде самой широкой автономии в юрисдикции МП на территории США абсолютно невозможно, ибо это противоречит "Томосу 1970" и будет рассматриваться всем православным миром, как вмешательство одной поместной церкви в дела другой. Отметим, что в Европе такой проблемы нет, и наши епархии там вполне могут вести переговоры с МП на предмет создания там митрополичных округов, предложенных священноначали- ем Московской Патриархии.
С другой стороны мы не можем войти в состав так называемой "Православной Церкви в Америке". Ибо это сомнительная юрисдикция, которая называет себя автокефальною церковью, вместе с тем не объединяет большинства православных в Америке и, как говорилось выше, не признана большинством поместных церквей. И добавим, не осознающей себя Русской Церковью.
Как же нам поступить? Ответ на этот вопрос содержится в предложениях, высказанных в 1970 году главами старейших православных церквей. Только автокефальные церкви после консультаций могут решить вопрос о русских в диаспоре и провозгласить Автокефальную Церковь в Америке. До тех пор, пока сей вопрос будет решаться, наши епархии в Северной Америке должны образовать самоуправляющуюся Русскую Православную Церковь в Америке.
В заключении мне видится Поместная Церковь в Америке, как поместная автокефальная церковь, состоящая из национальных автономий (митрополий или(и) архиепископий) русской, греческой, арабской, украинской, сербской, румынской, американской,... . Эта церковь будет одной из самых влиятельных православных церквей в мире, объединяющих всех православных проживающих в Америке.
Священник Игорь Шитиков
настоятель прихода в Санкт-Петербурге, Флорида, США
Примечание. Здесь изложено краткое содержание доклада на расширенном пастырском совещании в Наяке 12 декабря 2003 года. |