Архиерейский Собор 2001 года
О Б Р А Щ Е Н И Е
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей
к своей пастве
Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собрались на внеочередной Собор Епископов почти в полном составе, за исключением больных, для очень важного решения - избрания преемника нашему престарелому Митрополиту Виталию. По причине возраста, ему 91 год, и болезненного состояния здоровья, Высокопреосвященнейший Митрополит сам увидел, что ему трудно справляться со своей должностью и заявил на июльском заседании Синода о своем уходе на покой. Это заявление Митрополита было принято к сведению и назначено время - 23-е по 31-е октября 2001 года, для избрания ему приемника.
В назначенное время - 23-го октября 2001 г., Собор Епископов после литургии и особого молебна приступил к работе. 24-го октября опять после литургии, панихиды по усопших Первоиерархах и молебна приступили к голосованию: были открыты конверты, в которых заранее каждый из архиереев указал желаемого кандидата. При первом же голосовании Архиепископ Лавр получил абсолютное большинство в 2/3 голосов, и таким образом был объявлен Митрополитом и следующим Первоиерархом Русской Православной Церкви заграницей. Чин настолования был совершен на всенощной и литургии в ближайшие субботу и воскресенье, 26-го и 27-го октября.
За плечами нашего нового Первоиерарха многие годы монашеской и святительской жизни. Еще мальчиком, живя недалеко от монастыря Преп. Иова Почаевского на Карпатской Руси, он делил свою жизнь между домом и монастырем, будучи как бы неофициальным послушником. Когда монастырская братия при приближении советских войск вынуждена была оставить монастырь и уехать в дальнейшую эмиграцию - через Германию и Швейцарию в Соединенные Штаты Америки, Владыка Лавр (тогда имя его было Василий) навсегда покинул родной дом и уехал вместе с братией.
За многие годы монашеской жизни Высокопреосвященнейший Владыка прошел все виды монастырских послушаний: работа в коровнике, наборщиком на линотипе, в канцелярии и другие. По окончании первого 7-летнего выпуска Семинарии в 1954 году, преподавал многие предметы, а потом стал и Ректором Свято-Троицкой Духовной Семинарии.
Хиротонисанный во епископа в 1967 году, он почти все время своего епископства был Секретарем Синода, сначала у Митрополита Филарета, а потом у Митрополита Виталия. Имея большой опыт секретарской работы, Высокопреосвященнейший Владыка органически является продолжателем деятельности предыдущих Первоиерархов.
На долю нового Первоиерарха приходится трудное время. Наши культурные заграничные силы очень поредели, так как многие ушли в лучший мир. Молодые поколения, выросшие в наших приходах, призваны к служению нашей Церкви, а представителям третьей эмиграции предстоит еще воцерковиться, чтобы эффективно участвовать в церковной жизни.
К этому прибавились еще и другие проблемы.
В нашем Соборном послании 2000-го года были выражены одобрительные отзывы о некоторых определениях и постановлениях Московского Собора 2000-го года. Исходя из этого, некоторые не в меру ревнующие, подняли шум и распространяют заведомо ложные слухи, что Русская Православная Церковь Заграницей изменила свой прежний курс и идет на соединение с Московской Патриархией, и что Она даже стала уклоняться в экуменизм.
Так же с прискорбием приходится претерпевать всей нашей Церкви невиданные доселе сильные волнения. Как бы из глубоких недр Церковного тела стали появляться трещины, еще не превратившиеся в глубокие рвы. Со страхом наблюдается по местам, как стремятся превратить эти щели в пропасти, разделяющие между собой не только паству, но даже священнослужителей.
В чем же причина таких действий? Как понять, что в течение почти целого года некоторые священнослужители возбуждали паству, уверяя, что Собор Епископов переменил курс жизни нашей Русской Православной Церкви Заграницей?
Между тем вопрос о соединении не подымался и никто не собирается подымать его в настоящее время. Что касается Московской Патриархии, не зависимо от нашего отношения к ней, хотим мы это или не хотим, ее духовенство окормляет значительную часть Православного русского народа, и если там происходят сдвиги в лучшую сторону, то мы не можем этого не приветствовать. Но вместе с тем есть еще много чего, что нас разделяет.
Московский Собор 2000-го года, когда подымался вопрос об экуменизме, показал, что эта проблема остается в силе, так как почти весь епископат проголосовал за дальнейшее участие в экуменизме, не смотря на то, что народ и духовенство противятся этому. При храмах Московской Патриархии распространяется литература и видео-фильмы, обличающие экуменизм.
Хотя уже нет прежней богоборческой советской власти, и можно было бы предположить, что сергианство также ушло вместе с создателями его, но на деле это не совсем так. Можно часто слышать голоса среди епископата Московской Патриархии в защиту декларации Митрополита Сергия (Страгородского), называющие ее мудрым решением, тогда как это была капитуляция пред безбожной властью. Декларацию нужно осудить, чтобы не было прецедента, потому что, если, не дай Бог, снова наступят гонения, то могут снова к ней прибегнуть, как в какой-то мере к мудрому решению.
Есть еще и другие причины, препятствующие сближению, но не будем здесь их перечислять.
Нам предстоит трудная задача руководить нашей паствой преимущественно в условиях инославного мира. Это усложняется еще разными модерными течениями, вроде Новый Мировой Порядок, или глобализм. Хотя они политического или экономического характера, но цель их контролировать политическую и экономическую жизнь не только в одной стране, но и во всем мире. Эти течения влияют также и на моральную жизнь людей. Все позволительно для наживы, для этого используются не только профанация христианских праздников, но и всякая бесовщина, и стирается грань между добром и злом. То же касается и телевидения: всякие фильмы преисполнены сценами ужаса, насилия, разврата и бесчеловечности суперменов. Это особенно влияет на молодежь, которой следует оказывать особое внимание. Задача в наше время всячески поддерживать и м.б. восстановить для молодежи призвание к созданию и сохранению семейного устройства. Государства все меньше и меньше об этом заботятся.
На эти тревоги по местам всячески давались объяснения: то с амвона, то на собраниях, то посланиями и заявлениями. После каждого собрания Синода следовали должные разъяснения, уверявшие, что не только наша Церковь продолжает стоять в Истине, но Она призывает всю паству быть верной, как прежде, Христу и Его Церкви. Немыслимы никакие отклонения или предательства.
На все мнимые тревоги постоянно целый год отвечали.
Чем можем мы утешить вас, скорбящих и смущающихся, если вы на самом деле ищите Правду и Истину?
Все уже сказано: мы никуда не уклоняемся. Подвиг стояния в Истине можно совершить только соблюдая основные добродетели христианские. Быть верными Христу и Его Церкви есть цель нашей жизни, достигаемая если верить и жить в страхе Божием, соблюдая нравственную чистоту, воздерживаясь от всяких соблазнов, и приобретая дар рассудительности в послушании.
Мы замечаем как провозглашения верности сопровождаются призывами отойти от существующего Церковного строя. Это крайне несовместимо. Простите нас за наши личные грехи. Не таите в своем сердце злобу и осуждение на ваших архипастырей, разделяющих с вами жизнь, они в любом случае, отвечают за свои епархии и поступки перед Богом и Архиерейским Собором.
Церковь есть мистическое тело Христово, а не организация. Послушание - это прежде всего добровольно принятый подвиг, а не подчинение. В Церкви мы живем не только в единомыслии, но и прежде всего в единодушии.
События последних дней показывают насколько наша земная жизнь превратна даже в благополучной, как казалось, Америке в один день погибло около 6000 человек.
Святая Церковь напоминает нам об этом и призывает нас заботиться не только о насущном, но и о спасении души, чтобы никакое бедствие не застало нас врасплох. Кто с Богом, тому нечего бояться.
Мы призываем всех вас сплотиться вокруг нашего Первосвятителя, Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, и строить свою жизнь в тесной связи с церковной жизнью. Это трудно, живя разрозненно среди инославного мира, но с Богом все возможно.
Председатель Архиерейского Собора:
† Митрополит Лавр
Члены Архиерейского Собора:
† Архиепископ Алипий
† Архиепископ Марк
† Архиепископ Иларион
† Епископ Кирилл
† Епископ Амвросий
† Епископ Евтихий
† Епископ Агафангел
† Епископ Александр
† Епископ Михаил
† Епископ Митрофан
† Епископ Гавриил
† Епископ Агапит
16/29 октября 2001 год
г. Нью-Йорк |