Октябрь 2001
Архиерейский Собор 2001 года и избрание нового Первосвятителя
С 23 по 31 октября 2001 года в Синодальном доме города Нью-Йорка проходил внеочередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей. На Соборе принимало участие 13 иерархов. Не прибывшие на Собор иерархи имели возможность приехать и открыто заявить о своих позициях по ряду вопросов, но от участия отказались. Главная причина созыва Собора – избрание нового Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Митрополит Виталий в течение нескольких лет не совершал богослужений, не посещал приходы и епархии, а также по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста не мог вникать в насущные церковные дела. Определенные силы постоянно старались воспользоваться немощью митрополита Виталия в свою угоду. Владыка Виталий очень желал отметить 50-летие своего архипастырского служения в июле 2001 года и уже после этого, по примеру Блаженнейшего митрополита Анастасия, уйти на покой.
По традиции Зарубежной Церкви все заседания Архиерейского Собора проходили в присутствии Одигитрии русского рассеяния, Коренно-Курской Чудотворной иконой Божией Матери. Перед Ней был отслужен Молебен перед началом Собора. Ежедневно во время Собора одним из архиереев совершалась Божественная литургия в нижнем храме преподобного Сергия Радонежского – кто-то из архиереев помогал в алтаре, другие же пели на клиросе.
В среду 24 октября архипастыри собрались в Знаменском Синодальном соборе. Была отслужена панихида по усопшим первоиерархам Русской Православной Церкви заграницей, митрополитам Антонию, Анастасию и Филарету, а затем молебен перед иконами Коренно-Курской, святых Новомучеников Российских, св. Патриарха Тихона Исповедника и святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Преосвященный Агапит, епископ Штуттгартский открывал заранее поданные бюллетени (все архиереи Зарубежной Церкви, в том числе и отсутствующие и находящиеся на покое, имели возможность подать свои голоса) и объявлял имена. После подсчета голосов был объявлен результат – впервые за 65 лет при первом голосовании был избран Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей. Волей Божией был избран Высокопреосвященный архиепископ Лавр. Владыка Лавр, со свойственным ему смирением, тихо принял избрание как послушание, уповая на Господа и на поддержку своих собратьев.
На послеобеденное заседание Собора пришел митрополит Виталий, занял председательское место, поздравил нового Первоиерарха и весь Архиерейский Собор и призвал всех работать в мире и единодушии. Архиерейский Собор поблагодарил Владыку Виталию за все его труды на благо Церкви.
Настолование нового Первоиерарха было назначено на субботу и воскресенье. Владыка Лавр попросил, чтобы к службе из Свято-Троицкой обители привезли ему крест и панагию принадлежащие раньше приснопамятным Блаженнейшему митрополиту Анастасию и архиепископу Виталию (Максименко) – эти два иерарха особенно повлияли на духовное становление нового Первоиерарха.
В воскресенье утром митрополита Лавра встречали одетые в мантии архиереи. В Синодальном храме ощущалась особая радость, какая-то простота, и все присутствующие реально чувствовали себя членами одной церковной семьи. В конце литургии был отслужен молебен Божией Матери и Всем святым в земле Российской просиявшим, а затем архиепископ Чикагский и Средне-Американский Алипий прочитал молитву на настолование. Митрополит Лавр произнес ответные слова той же молитвы и преподал пастве свое благословение.
Владыка митрополит затем обратился со словом к пастве. Он сказал, что то, чего он больше всего боялся, выпало на его долю и он принимает свое избрание только по послушанию Богу, по послушанию Церкви, по послушанию Архиерейскому Собору.
По окончании литургии состоялась трапеза в зале при Покровском храме в г. Наяке, но нельзя было обойти молчанием скорбные события имевшие место после избрания митрополита Лавра, а именно отъезд митрополита Виталия из Синодального дома и заявление за его подписью о том, что он не признает Архиерейский Собор и, фактически, призыв Владыки Виталия к расколу. В конце трапезы митрополит Лавр вспомнил о всех прежних трудах митрополита Виталия на благо Церкви. Он сказал, что он искренно любил Владыку Виталия и ему теперь очень, очень тяжело, его душа скорбит, потому что Владыку Виталия окружили недоброжелатели и вовлекли его в раскол.
Последующие заседания Архиерейского Собора были главным образом посвящены событиям связанными с новым расколом. Были составлены Послания пастве, а также ответ иерархам Московской Патриархии. Перед Архиерейским Собором и “правые” и “левые” силы заявляли о том, что уже совершилось или вот-вот совершится объединение Русской Православной Церкви заграницей с Московской Патриархией – “правые” угрожали расколом, а “левые” ликовали. Но Архиерейский Собор 2001 года пошел традиционным для Русской Православной Церкви заграницей путем: он заявил, что единство Русской Церкви желательно, но только когда будет единомыслие по главным церковным вопросам. Таким образом и правые и левые были посрамлены, а восторжествовал трезвый, средний, царский путь – путь правды и любви, без каких-либо крайностей.
В первом интервью с митрополитом Лавром был задан вопрос: Ваше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью заграницей нуждаются, на Ваш взгляд, в скорейшем разрешении?
Владыка митрополит ответил следующее:
“Перед Русской Православной Церковью заграницей, являющейся частью Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос.
Это, во-первых, проповедь мiру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня.
К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то время, как нам отпущено время на покаяние.
Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам и непониманию как слева так и справа по той причине, что она чужда, как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности.
Идти таким средним царским путем, каким идет Русская Зарубежная Церковь – очень и очень трудно, но это верный путь и нельзя уклоняться от него”. |