На главную

 

 


Проповедь архиепископа Алипия (Гамановича) на Рождество Иоанна Предтечи

Мы слышали сегодня Евангелькое чтение о том, при каких удивительных обстоятельствах произошло рождение Иоанна Крестителя, величайшаго из рожденных женами, как сказал о нем Сам Спаситель.

Когда Захария, как священник, исполнял свою чреду служения, где находился жертвенник кадильный, вдруг он увидел ангела Господня. Он задрожал от страха, так как видение ангела воспринималось как видение Самого Господа, видение которого не может выдержать человеческая природа, и это оканчивалось смертью.

Но ангел успокоил его: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя: и жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождестве его возрадуются: будет бо велик пред Господом; и вина и сикера не будет пить, и Духа Святого исполнится еще из чрева матери своея» (Лк. 1, 13-15). И далее ангел возвещает о значении его сына, который с духом и силой Ильиной будет направлять народ к вере их, которую они превратно воспринимают. И сказал Захария к ангелу: «по чему я узнаю это» (Лк. 1, 18)? За неверие Захарии ангел ответил: «Я Гавриил предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие, и вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить, до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19-20).

По всей вероятности Захария молился о даровании ему дитя, когда он с Елисаветой были молоды, но это время прошло. В старости своей он скорее всего молился о пришествии Мессии, так как по пророчеству пророка Даниила, это время уже подошло, так как «скиптр отъ Иуды» был отнят от царей иудейских. Царь Ирод, который упоминается в связи с рожденем Иоанна Крестителя, был идумеянином. Он захватил власть и был утвержден Римом, а потому иудеи не считали его своим.

После этих дней зачала Елисавета и в свое время родила младенца. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его Захариею в честь отца, но мать хотела назвать его Иоанном. Когда же спросили знаками отца об имени младенца, так как Захария был еще к тому глухонемой. Он испросив дщицу, написал: «Иоанн будет имя его» (Лк. 1, 63), и сразу разрешился язык его: «Благословен Господь Бог, яко посети и сотвори избавление людем своим» (Лк. 1, 68). По этому случаю собрались родственники, среди которых была отроковица Мария, будущая Божья Матерь. И был страх на всех живущих окрест их и по всей стране иудейской, говоря: «что сие отроча будет» (Лк. 1, 66)?

Младенец же возрастал и укреплялся духом и был в пустыне до дня явления своего ко Израилю.

Больше о том, как младенец оказался в пустыне, в Евангелии ничего не сказано. Но, в Четьи-Минеи за июнь месяц под 24-м числом по старому стилю, святитель Димитрий Ростовский дает некоторые подробности.

Когда родился Господь Иисус Христос в Вифлееме, и пришли волхвы из Персиды и спросили: «Где есть рождейся Царь Иудейский» (Мф. 2, 2)? Ирод забеспокоился, увидев в этом угрозу своему престолу. Он даже тайно выведал время появления звезды. Но когда волхвы, приняв повеление от ангела, иным путем вернулись в свою страну, тогда Ирод повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Вопль матерей дошел до Хеврона, и Елисавета взяв младенца бежала в горы. Увидев приближающихся воинов, она возопила к скале: «Гора Божия! Приими матерь с чадом».

Гора тотчас раступилась и приняла Елисавету с отроком. По повелению Божию в горе образовалась пещера, близь ее образовался источник и выросла финиковая пальма полная плодов. Каждый раз, когда приходило время питания, она наклонялась, а после принятия пищи — выпрямлялась.

По прошествии 40 дней после убиения Захарии праведная Елисавета преставилась в пещере, а отрок Иоанн продолжал пребывать в пустыне под водительством ангела до своего возмужания.

Когда пришло время, и Иоанн Креститель был призван Богом на дело, на которое он был избран с самого рождения. И вот приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, взывая: «покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное», (Мф. 3, 2). Ибо он тот, о котором свидетельствует Исаия: «глас вопиющаго в пустыне: правы творите стези Его, всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится и будут стропотная в правыя, и остри в пути гладки» (Исаия 40, 3). Упоминаемые здесь: дебри, горы, холмы, и прочие препятствия — это грехи человеческие, которые люди через покаяние должны были очистить, и приготовить свои сердца к принятию Мессии — Спасителя.

Тогда Царство Небесное, о котором проповедывал Иоанн Креститель и Спаситель было как грядущее, для нас же, как уже наступившее, — это Церковь Христова, которую учредил после Своего страдания и Воскресения Христос.

Покаяние, о котором проповедывал Иоанн Креститель актуально и для нас. Теперь Иоанн Креститель предстоит престолу Божию и имеет большое предстательство. Его святыми молитвами да поможет нам, через Святую Церковь достичь Царства Небесного Вечного. Аминь.

2011г.

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com