Проповедь архиепископа Андрея (Рымаренко) в Неделю святых праотец
Евангелие прошлой недели о богаче, у которого был хороший урожай, было как бы заключительным аккордом цикла Евангельских чтений Пятидесятницы. Оно изображало нам человека, который все заботы свои посвятил одному: заботе о своем временном, земном благополучии. Чтобы сохранить свой хороший урожай, он разорил старые житницы, построил новые, большие, и сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.» Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя.» В чем же дело? Почему такой приговор? Ответ на этот вопрос дается в Евангельском чтении сегодняшнего Воскресенья. В нем говорится о том, как Господь устроил пир и звал многих, то есть, всех. И этот богач был тоже «званный» на пир Божий, но он был так захвачен своим житейским устроением, что забыл про это свое «звание,» про пир, на который был приглашен, и никак не ожидал, что призыв его совершится в эту ночь. Вот почему Бог назвал его безумным.
Сегодняшняя притча кончается словами: «Много званных, но мало избранных.» Кто же званные? — Все, Господь всех зовет, всех, без исключения. А кто же избранные ? — Избранные — это те, кто открывает свое сердце для того, чтобы воспринять Благодать Божию. Вот только одно это усилие надо сделать, а сделать его может всякий, и будешь избранным. Избрание предоставляется нам. Мы должны избрать Благодать Божию, а она уже все совершит.
Итак, званными были все. Но вот один за другим они стали отказываться: один женился, другой купил землю, третий — волов. Семья, хозяйство, наша общественная деятельность, — ведь все это нужно, все это благословлено Богом. Но только, если все это является на «пути,» а путь ведет к Пиру Господню. Все причины, по которым приглашенные отказывались прийти, были законны, и сами по себе ничего грешного в себе не имели. А вот то, что люди превратили эти пути жизненные, временные, по которым нам бы следовало идти на Пир Господень Жизни Вечной, превратили в цель жизни, а про Пир Господень позабыли, — вот в этом безумие и грех.
Ведь притча сегодняшняя — это ответ Господа на слова одного фарисея, возлежавшего с Ним: «Блажен кто вкусит хлеб в Царствии Божием»! Фарисей этот имел ввиду народ иудейский, как избранный Богом, а не имел ввиду наше волевое усилие любить Бога и ближнего.
Вот Христос и ответил: «Нет, недостаточно принадлежать к народу иудейскому или к какому-либо другому народу. А надо исполнять заповеди Божий о любви к Богу и к ближнему, и молиться, чтобы Господь помог нам так прожить. Вот тогда-то Господь и пошлет нам Свою Благодать, которая и приведет нас на Пир Господень.
С этого воскресенья святых Праотцев начнется новый цикл подготовки к Рождеству Христову. Вот начало новой жизни. От яслей нам воссияет Свет Христов. И в этом свете будет и теплота нашего усыновления Богу. У яслей мы почувствуем себя единой семьей.
Так ведь и в природе: всю зиму был свет, но тепла не было. А с момента Рождества земля наша склонится к солнцу и начнет испытывать живительную теплоту, которая к весне произрастит зелень, цветы и плоды. Так и в духовной природе нашей. Что-то дивное каждый год происходит у Яслей Христовых: мы все начинаем себя чувствовать братьями и сестрами, детьми Одного Отца. И это не на словах, а действительно. Любовь появляется. Хочется порадовать друг друга, помочь и любить.
И на этот год от Яслей Христовых опять пойдут наши новые пути: семейные, монашеские, общественные, хозяйственные, деловые. Но все они будут вести нас к одной цели: к Царству Небесному, к Богообщению, к Пиру Господню.
Не будем же забывать свое достоинство, свое звание, что мы приглашены на Пир Господень и будем проводить нашу временную жизнь, как паломники, грядущие на путях, которые приведут нас к Небесному Иерусалиму, туда, где празднующих глас непрестанный.
И тогда мы окажемся не только званными, но и избранными…
|