Нынешний день посвящен воспоминанию того, как Фома, один из 12 Апостолов Господних, освободился от духа неверия.
Фома не был с прочими Апостолами, когда явился им Господь в первый день по Своем воскресении. Сподобившиеся видеть воскресшаго Господа, говорили Фоме: «мы видели Господа», но он сказал им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Иоан. 20. 24-25).
Целую неделю оставил Господь Фому пробывать в этом неверии, и когда снова явился ученикам, сказал Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Увидев воскресшаго Господа и осязая раны на теле Его, Фома освободился от духа неверия и воскликнул: Господь мой и Бог мой. (Иоан. 20. 27-28).
Подобное изменение, какое произошло с Апостолом Фомой, пережили и те два из учеников Христовых, о которых повествует Евангелие, как они на пути в селение Еммаус беседовали с Господом, не узнавая Его, и только когда Он, оставшись с ними вечерять, преломил хлеб и подал им, открылись у них глаза и они узнали Его. (Лук. 24. 31).
Неделя Фомина поверия и путешествие учеников в Еммаус - это образы того, что бывает с нами.
Не только недели - целые годы и десятки лет остаются многие как бы с закрытыми глазами: носим имя учеников Христовых, ходим около церкви, слышим слово Божие и церковныя песнопения - но нет в нас живой веры, то есть в жизни своей руководствуемся не заповедями Божиими, не любовию к Богу движемся, а следуем обычаям мира сего и в мыслях наших не Божественная премудрость, а житейская суета.
Вот проходит и в настоящем году праздник Пасхи. Пасха, как я уже много раз повторял, есть просто воспоминание события воскресения Христова, есть действительное таинственное явление нам воскресшаго Христа. Является нам Господь и ждет, когда мы узнаем Его. Мы празднуем, как будто возвышаемся над обычной суетой, но открываются ли наши глаза, чтобы видеть пребывание воскресшаго Христа с нами, - подвигается ли язык наш воскликнуть: Господь мой и Бог мой.
Несомненно есть верные рабы Христовы, которые чистою душою приобщаются радости воскресения, но мы и их не знаем, и измеряем себя только собою: не ищем познания Христовой истины, не просим Божественной премудрости, не дорожим тем, в чем является образ Христов.
Милостивый Господь дает нам, как Фоме, время приготовиться к новому явлению, идет с нами, как с Еммаусскими учениками, хотя мы не узнаем Его, - идет, чтобы открыться нам, когда мы будем способны видеть Его.
Итак, воспрянем духом, осяжем и разсмотрим пробывающаго с нами Господа, чтобы Ему воскликнуть: Господь мой и Бог мой, а не заискивать пред тем, что устрашает ложным величием, и не заискивать пред тем, что не спасает, а только обманывает надеждами.
1929 г.
|