«Мы стремимся не быть порабощенными, но быть свободными…»:
Проповедь епископа Лондонского и Западно-Европейского Иринея в Прощеное Воскресенье.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа:
Что значит «простить» другого человека? Что такое «прощение»? Это оправдание? Или согласие с противоположным убеждением? Или игнорирование боли либо обиды, вызванной совершенным злом?
Это общее понимание, которое является заблуждением. Это идеи, которые часто мешают людям прощать, поскольку они кажутся либо невозможными, либо даже нежелательными, когда мы становимся свидетелями истинных масштабов зла, иногда совершаемого в этом мире, а иногда и по отношению к нам лично. Однако это то, чем истинное прощение не должно и не может быть.
Простить — это не значит оправдать того, кто совершил зло: сказать, что он не несет ответственности или что он освобожден от действительности, созданной его плохими деяниями. Это законническое прочтение может быть тем, как это понятие используется в обществе вокруг нас, в мире, но в духовной жизни – совсем по-другому. Когда Спаситель простил Своих мучителей из честного древа Креста, это не было оправданием их поступка. Это не было провозглашением о том, что то зло, которое они совершили, не было реальным или не было по-настоящему беззаконным.
Соответственно, простить — не значит принять несправедливость, как бы заявив, что впоследствии считается «приемлемым» совершение несправедливости. Когда Спаситель простил Иуду-предателя (что Он, несомненно, сделал добровольно и полностью) это не означало признания предательства правильным. Иуда не должен был предавать своего Господа; человек не должен был предавать своего Бога — и прощение, которое он встречает во Христе, не меняет этого.
Прощение также не означает избавления от боли, причиненной злодеяниями. Когда Богородица наша простила тех, кто убил ее Сына, Творца вселенной (что она несомненно и всецело сделала), она не делала этим поступком вида, что больше не чувствует горя, вызванного их злодеянием. Ее прощение не искоренило ее слез.
Прощение, настоящее прощение – это освобождение человеческого сердца. Это поступок, который мы предпринимаем перед лицом зла, но в основном это действие не для обидчика, а для того, с кем поступили несправедливо. Когда мы прощаем, что-то происходит внутри нас; и если мы сможем найти в себе силы отойти от мирских представлений, то мы увидим в этом необходимый шаг к достижению свободы возрастать во Христе и в Его святости.
Простить — значит сбросить цепи, которыми слова или действия другого человека заковали наше сердце. Это значит признать, что продолжать жить в соответствии с их действиями и нашей реакцией на них — значит быть порабощенным. И мы стремимся не быть порабощенными, но быть свободными.
Прощать – значит искать добро, а не зло. Это значит видеть в другом — даже в том, кто причиняет нам вред или доходит до того, что искренне ненавидит нас — то, что его проступки пытаются скрыть от нас: красоту человеческого существа, борющегося за освобождение от греха, так часто терпящего неудачу в этой задаче, но стоящего большего, чем просто то, что его считают суммой его ошибок и проступков. Ибо мы стремимся не погубить брата нашего, но спасти его.
Простить — это не значит игнорировать недостатки, которые мы видим в другом, но это значит начать созерцать их в свете недостатков и грехов, которые мы находим у себя. Ненависть к чужим ошибкам труднее оправдать, когда мы честны в отношении своих собственных; и осуждение труднее оправдать, когда мы осознаем, что сами нуждаемся в милосердии. Можем ли мы отказать в милосердии другому, чьи поступки ясно показывают, что он в нем нуждается, а затем ожидать, что получим его сами?
Простить, братья мои и сестры, — это значит быть честным: по отношению к себе, друг к другу, и прежде всего к Богу и тому, как Он видит каждого из нас. Поэтому это заповедь, а не внушение: нельзя жить в Истине, не будучи правдивым, и нельзя быть честным и правдивым перед Богом, не прощая ближнего — ближнего, ищущего нашего прощения, как и того, кто не ищет. Того, кто любит нас в ответ, но также и того, кто нас ненавидит. Мы можем поступать так, как делает Христос и как Он повелевает; или мы можем вообще уйти от Него. Другого пути нет.
Поэтому сегодня пусть каждый из нас будет честными христианами и начнёт заново ощущать присутствие настоящей любви, ища прощения друг у друга и даруя его, как повелевает наш Господь и Спаситель. Аминь!
|