Архиепископ Иларион
Слово в день 222-х первомучеников китайских, убиенных при Боксерском восстании 11/24 июня 1900 г.
Святой апостол Иоанн Богослов, великий зритель Божественных откровений, пишет в книге Апокалипсис: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие из свидетельство, которое они имели» (Откр. 6, 9). «И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие» (Откр. 20, 4). В этом видении апостол сподобился видеть состояние душ всех мученически скончавшихся за учение Христово и за исповедание веры в Господа Иисуса Христа. Они находятся в особой близости к Богу – под Его жертвенником в Небесном Царстве за деятельное подтверждение искренности их веры. И вот, эти мученики под Божественным жертвенником громким голосом возопили: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 10-11).
За все столетия существования Церкви Христовой число этих сотрудников и братий, т.е. святых мучеников за Христа, все увеличивается новыми представителями от разных народностей, наций и племен. Не лишена была и древняя дальневосточная страна Китайская великой чести иметь своих святых мучеников и исповедников за веру Христову, обагривших землю честой своей кровью.
Православие началось в Китае еще в конце XVII веке с появления в г. Пекине русских казаков, храбрых защитников русского селения Албазина. Китайский император пригласил их служить ему в особом отряде и дал им возможность свободно исповедывать свою православную веру. Для духовного их окормления в Пекин прибыли из России священнослужители, и со временем так образовалась Русская Духовная Миссия в Пекине. Однако, начала развиваться миссионерская деятельность среди населения Китая только XIX веке, с переводом Священного Писания и богослужений на китайский язык и с проповедью Православия вне пределов Пекина. Число православных китайцев с каждым годом увеличивалось, они духовно росли и вера их крепла. И вот, эта молодая китайская паства засвидетельствовала свою верность Спасителю в первом году XX столетия, когда Господь посетил ее великим испытанием. На начинавшийся тогда век люди по всему миру смотрели с великой надеждой, как на век прогресса, благоденствия и всеобщего мира. XX век, однако, оказался самым кровавым, самым жестоким веком, несмотря на невероятный взлет человеческой изобретательности и процветание технологии. Никогда в истории не погибло столько людей и не было столько разрушений, как в XX веке. Среди пострадавших оказалось и великое множество мучеников и исповедников за веру в многострадальной России. Но святые первомученики китайские, числом 222, во главе со священномучеником Митрофаном (Вень), были как бы первыми вестниками грядущего гонения на веру Христову. Они мужественно перенесли все горькие испытания и отвергли соблазнительное предложение отречения от Христа и поклонения языческим богам. Их жестокие страдания и смерть не были напрасны, ибо они унаследовали у Господа великую милость и честь быть в том великом небесном сонме мучеников, предстоящем перед престолом Божиим и молящимся за свою братию и соратников, оставшихся на земле. Прославляя их мученический подвиг, мы молитвенно просим их не забывать нас и свой народ. Пусть свет святой православной веры опять ярко засветит в этом самом многочисленном народе мира, на китайской земле, орошенной их мученической кровью. Аминь. |