Проповедь митрополита Антония (Храповицкого) в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Православные слушатели! Сегодняшний праздник в честь апостола Иоанна Богослова считается по преимуществу семинарским праздником на Руси; потому что празднуемого ныне св. апостола церковь Христова отличила наименованием Богослова и он был и на все времена останется образцом истинно-христианского, православного богословия, которое составляет главнейший предмет семинарского образования. Потому-то многия из церквей семинарских посвящены сему св. апостолу; потому-то и мы совершаем ныне высокопоучительное торжество в честь сего небесного покровителя нашей обители наук.
Чем-же именно поучительно для нас настоящее торжество? К ясному ответу на этот вопрос послужит разяснение другого вопроса: почему именно Церковь Христова усвоила святому апостолу Иоанну отличительное наименоваие Богослова? - В Евангелии замечено о нем, как об ученике которого любил Иисус (Ин. 13, 23) преимущественно пред другими учениками. Но любовь Христова отличается от обыкновенной любви человеческой; она чужда всякого пристрастия; она любит столько, сколько предмет того заслуживает. Кто творит волю Отца Небесного, как сказал сам Спаситель, тот Ему брат и сестра и матерь (Мф. 12, 50). Значит основание преимущественной любви Христовой к апостолу Иоанну заключается в собственной его любви к Богу и посланному Им Иисусу Христу. Одушевленный сею святою любовию ученик Христов не отстал от своего возлюбленного Учителя и тогда, когда Он висел на кресте, когда все другие ученики Его разбежались от страха. Сему-то одушевлению святою любовию должно приписать ту глубину и высоту боговедения, которыя усматриваются во всех писаниях Св. Иоанна. Он писал так потому, что знал сердце Христа Спасителя, а знал это потому, что собственное сердце его исполнено было небесного чувства любви к Господу. Любовь приблизила Иоанна ко Христу Спасителю. Любовь открыла ему тайны Божественного лица Христова и Его деяний: вечное бытие, рождение от Отца и божественность Слова, соединение Его с человечеством в лице Господа Иисуса, действительность присутствия тела и крови Богочеловека под видом хлеба и вина, - эти тайны Божественного лица Христова никем не описаны с такою ясностью, как святым Иоанном. И вот почему св. Церковь отличила сего апостола любви наименованием Богослова.
Не тоже ли качество должно отличать и всякого богослова и всякого учащегося богословию? Можно знать истины веры одним умом и памятью; но как бедно и безплодно такое знание! Только святая любовь производит тесный и действительный союз человека с Богом и Христом, а вместе с тем - твердую веру и живое упование. По свидетельству самого Христа Спасителя, на любви к Богу и ближним утверждаются закон и пророки (Мф. 22, 40). Помните же, братие, что вам посвятившим себя на изучение закона, пророков и апостолов, - если это изучение не утвердит вас в любви и не утвердится вашею любовью, - помните, что вам придется дать строгий ответ на страшном суде Христовом, когда Праведный Судия всем чуждым любви к Богу и ближним скажет: Взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, странен бех и не введосте Мене, наг и не одеясте Мене, болен и в темнице и не посетисте Мене... Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его; понеже бо не сотвористе единому братий Моих меньших, ни Мне сотвористе. Убоимся-же, братие, этого страшного гласа, и посвятим всю свою жизнь, все свои силы и труды на служение меньшей братии Христовой, будем воспитывать в себе искреннее к ней сочувствие, чтобы на пастырском или, сначала, на учительском поприще светить миру тою-же любовью, которою светил празднуемый ныне покровитель нашей школы апостол Иоанн Богослов. Если вы теперь - в летах юности воспитаете в себе любовь к людям, то и не нужно будет устрашать вас грозным судом Божиим для возбуждения ревности; почему? а потому, отвечает апостол Иоанн, что в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх. Эта любовь открыла-бы вам доступ в сердца всех окружающих вас людей, и вместе с тем достойно подготовила бы вас к великому служению пастырскому; эта любовь, прибавлю еще, удобно привела бы вас к ближайшей цели вашего здесь воспитания, т. е. к изучению Божественного закона; ибо где любовь, там и богопознание. Это не мои слова, это слова нашего св. учителя Иоанна. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому-что любовь от Бога; и всяк любящий рожден от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга; то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (см. 1 Ин. 4, 7-12). Недаром же св. Церковь ему - апостолу любви усвоила имя Богослова. Вот значит в чем тайна богословия - в любви. Эта любовь возвышает в нас веру в Бога, а последняя снова возгревает в нас любовь, и таким-то образом любовь и богопознание, укрепляя друг друга взаимно, приготовят вас к высоким подвигам пастырского служения, где любовь должна гореть ярким светильником, где любовь к людям во Христе светит миру и согревает всех верующих. Вот почему, братие, наш небесный покровитель, наш великий учитель любви, когда уже столетняя старость и недуги отняли у него ноги для хождения в церковь и замкнули его уста для продолжительных поучений, велел приносить себя в церковное собрание и только взывал: дети, любите друга друга! А когда у него спросили, зачем он повторяет всегда одно и тоже, он отвечал: «это заповедь Господня; если ее исполните во всей широте, то и весь закон Христов будет исполнен нами». И к нам ныне повторяет он известныя свои слова: возлюбленные, пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. А заповедь Божия та, чтобы веровали во Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам; он зовет нас идти со словом утешения и участия ко всем труждающимся и обремененным, скорбящим, озлобленным, унывающим, отчаявающимся и погибающим, чтобы всех оживлять любовию Христовою. Помните же, братия, что любовь открывает нам тайны богословия, что самыя высокия истины боговедения усвояются умом нашим только при чистоте сердца, как сказал Спаситель: чистии сердцем Бога узрят. Не оставляйте же, братие, готовиться к предстоящему нам служению пастырскому в духе вашего небесного покровителя, наставника люби и Богослова. Возгревайте сердца свои любовью, дабы затем светить миру боговедением, как апостол Иоанн. Тогда не напрасно вы здесь учитесь, тогда вы будете в праве сказать с апостолом Иоанном: Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (Ин. 1, 4. 16). Аминь.
Произнесено в церкви Холмской духовной семинарии 1887 г.
|