Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в праздник Вознесения Церковь зовет к радости: не потому ли только, чтобы утешить нас подобно тому, как мать старается своей улыбкой вызвать улыбку на лице огорченнаго дитяти?
Но призыв Церкви уверенный, громкий, твердый. Видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апостолы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою» . Что случилось такое благодетельное, что в нем разсеялась возможность личной грусти?
Ряд великих благодеяний, связанных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов.
Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник - Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небеснаго. Но Он, как «Ходатай новаго завета» вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. VIII и IX гл.). И Отец, любящий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас». «Если Бог за нас, кто против нас?» Вот первая наша радость Вознесения.
Раскрывается, далее, перед нами новая истина.
Своим Вознесением Господь соединил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо. Небо стало для человечества доступным, желанным, своим. «Я вижу небеса отверстыя, и Сына Человеческаго, стоящаго одесную Бога», воскликнул во время своей проповеди св. первомученик Стефан. «Знаю», говорит о себе ап. Павел, «человека, который был восхищен до третьяго неба и ... слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать». Нет преграды, нет средостения, открыт свободный вход в Царство Небесное.
Углубляемся в эту мысль, и она расширяется в нашем сознании и в наших сердцах в новое торжество. Господь царствует. Он призывает к Себе верующих в Него, Он упокояет их, посаждает их на престолах, делает их Своими сонаследниками, участниками Своей славы. «Где Я, там и вы будете», «иду приготовить место вам», говорит Господь ученикам. «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им», свидетельствовал Он о них в молитве Отцу. Небо стало чертогом пира Жениха с небесной Церковью, Невестой Его. Вместо земного Иерусалима, сияет небесный город, свободный «вышний Иерусалим - матерь всем нам». И верующие, еще живя на земле и сознавая себя членами земной Церкви, уже возносятся мыслью в это Царство славы. «Мы теперь дети Божии; а тогда не знаем, что будем, ибо будем, как Он». «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Так говорит от имени верующих апостол, прибавляя всегда при этом: - «если не ослабеем», «если останемся верными», «только бы нам и одетым не оказаться нагими».
Однако, не опустела ли земля с вознесением Христовым, не оставлена ли осиротевшей? Господь Сам отвечает на это, утешая учеников перед Своими страданиями: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам», Духа Утешителя. С телесным отшествием Сына Божия соединено ниспослание на землю обильных даров Духа Святаго, о чем пророчествовал Иоиль в пророчестве, приведенном ап. Петром в день Пятидесятницы: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Носительницей даров благодати является земная Церковь Христова. Своим пришествием Святый Дух соделал Церковь на земле небом, и избранных людей земли еще до их кончины Он являет «земными ангелами», светящими миру плодами Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием; являет «небесными человеками», запечатлевающими веру отказом от мира и всего, что в нем, мученичеством, исповедничеством. Земля стала как бы частью неба, преддверием неба.
Но зло еще действует на земле, воинствует против Христа и Его Церкви; тайна беззакония в действии, и близится время, когда она проявит себя в сыне погибели, антихристе. Земля еще ждет огненнаго очищения и того часа, когда Сын человеческий придет в славе Своей, для суда над миром. Поэтому с Вознесением связывается мысль о втором пришествии Господа. «Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Не случайное это выражение: «вернулись с радостию великою» - а глубокая мудрость благовестия, выраженная в самой краткой форме. Его смыслом наполнены апостольския писания.
Как же и нам не пожелать приобщиться радости Вознесения Господня?
|