Проповедь протопресвитера Валерия Лукьянова в Неделю Всех Святых
В эти святые дни, когда православные христиане, в дивном празднике Св. Троицы, прославляют Святаго Духа, коим всяко душа живится, т. е. очищается, обновляется и устремляется горе, быть может нам, по слабости человеческой, трудно полностью почувствовать, что же это такое, действительно, благодать Святаго Духа. Естественно поэтому, в ближайший же воскресный день прославить тех святых питомцев благодати Божией, которые освящены и совершены силою всесвятого и животворящего Духа Господня. Нам легче понять этих близких нам угодииков Божиих, как и мы, переживших те же трудности и скорби, обремененных теми же недостатками, грехами и страстями, но, в отличие от нас, победивших их благодатью Св. Духа, которую они призывали на себя и жаждали всем своим сердцем.
Мы изумляемся, видя, как св. апостолы оставили свои семьи, все свои земные попечения и последовали за Христом, а в дальнейшем проповедовали Его учение, шли на подвиги и мучения.
Мы благоговеем перед смиренными подвижниками, подвиги коих представляются для нас совершенно, по человечески, невозможными.
Мы преклоняемся перед теми страшными пытками, которые свв. мученики добровольно переносили за Христа, в радостном трепете принимая смерть телесную, чтобы унаследовать жизнь вечную.
Да, все это мы отлично знаем и в душе даже жаждем подвига, а на деле не способные не только на этот подвиг, но даже на простую безропотность или хотя бы на нелицемерное доброжелательство к ближним нашим.
Труден подвиг, особенно же, когда влечет за собой неизбежных спутников — насмешки, осуждение и даже гонение. Разве может извращенный мир понять духовную природу смиренного последователя Христова? Как проницательно и величественно говорит Апостол Павел о подвижниках: «...руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею: камением побиеши быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11, 36-38).
Живут ли праведники в небесных обителях? Несомненно. Если нам трудно охватить своим умом, как это праведники живут в вечности, возьмите творения святых отцов. Их мысли переживания живут и сегодня, они излучают духовный свет и простирают руку помощи, ибо они вне пределов времени. А сколько дивных мыслей, проповедей и поучений оставили после себя праведники последних нескольких столетий. Когда мы читаем их, разве не оживают они перед нами? Думалось ли им, когда они проповедовали у себя на родине, с кафедры Москвы, Киева, Петербурга..., что, спустя много десятилетий, поучения их зазвучат где-то в далекой Америке — и в величественных храмах и в маленьких церковках? Думалось ли им, что проникиовенные слова их зажгут верой н упованием сердца обездоленных чад народа русского? Разве память их не в род и род?
Вот и утверждаемся мы в вере в чудный, горний мир, где нет ни скорбей, ни болезней, ни печалей. Душе нашей несродно здесь на земле, ибо предназначена она Творцом для неба, потому и не может она найти себе покоя на земле. Скажете, богатые и славные, утопающие в удовольствиях земных благ, наслаждаются полным покоем? Нет, неправда. Вспомните царя Соломона, кто был его богаче н славнее? И он, в конце концов, не найдя для души покоя, в томлении и скорби душевной воскликнул: «Все суета сует и всяческая суета; ничего я не нашел под небом постоянного!» Итак, наша цель — приобрести вечную радостную жизнь в райских чертогах. Евангельское чтение в Неделю Всех Святых призывает нас отказаться даже от самого дорогого и близкого на зeмле, если оно идет против нашего духовного призвания и способно лишить нас вечного блаженства. А награда тем, кто слеудует за Христом, безконечно велика: «Аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престол славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу» (Мф. 19, 28). Хотя сказано это было св. апостолам, но относится и к каждому верующему, заслужившему своей богоугодной жизнью завет Спасителя: «сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф. 19, 29).
Да отверзет Господь сердца наши не только к уразумению этих спасительных истин, но и к применению их в жизнь через сознание, обновленное и воцерковленное благодатью Святого Духа.
|