НЬЮ-ЙОРК: 18 ноября 2008 г.
Открытое письмо епископа Монреальского и Канадского Гавриила протоиерею Игорю Шитикову
Дорогой о Господe отец Игорь!
Послe продолжительных наших бесeд, которые состоялись у нас за последние недели, я счел своим архипастырским, а равно и дружеским долгом обратиться к тебе с письмом, решившись сделать его достоянием гласности. Поступаю так потому, что положениe, в котором ты оказался, есть плод ошибки, допущенной, к несчастью, не одним тобой.
Не стану повторять здесь, как быль я огорчен, узнав, о произошедшем. - Не предупредив ни Владыку Митрополита, с которым, к тому же, ты издавна знаком лично, ни меня, архиерея, на протяжении многих лет окормлявшего, согласно поручению нашего Синода, твой приход (не говоря уж о нашей долголетней дружбе), ты самочинно провел некое собрание прихожан, где было принято постановление, совершенно противоречащее и Св. Канонам, к которым ты постоянно обращаешься в своих статьях, и Уставу Русской Православной Церкви Заграницей, на параграфы которого ты часто ссылаешься. – Ты не дождался моего прибытия во Флориду, не дав мне возможности обратиться к приходу, понимая, что в этом случае то ложное, скоропалительное решение, которое в тот день состоялось, скорее всего, не имело бы места.
Дорогой о. Игорь, назовем вещи их именами. Под воздействием охвативших тебя раздражения и обиды, ты покинул ограду Церковную - и ведешь за собою в бездну раскола часть врученной тебе паствы. Подвергшись запрещению от своего законного Архиерея, ты продолжаешь совершать службы; это оказывает губительное воздействие и на тебя, и на соблазняемых тобою пасомых, ибо прямо вредит вашему спасению. Ты поминаешь имя запрещенного епископа, дерзнувшего возглавить незаконное греховное сборище, т.наз. ВВЦУ, к тому же именующее себя «традиционной» или «настоящей» Зарубежной Церковью, что является уже сознательным обманом паствы. Сколько бы ты не оправдывал свои действия тем, что, мол, и с тобой поступили несправедливо, ты остаешься нарушителем основных правил церковных, касающихся отношения пресвитера к Епископу. Ведь ты сам хорошо знаешь эти правила: пресвитер не должен пренебрегать своего Епископа (Двукр, 14), без воли своего Епископа он не должен делать ничего (Апост. 39, Лаод. 57), а если он делает раскол, презрев своего Епископа, отдельно делает собрания, водружает иной олтарь, не обличив Епископа ни в чем противном благочестию и правде, то низвергается как любоначальный (Апост. 31). Избави нас Господь от такого исхода твоего дела. – Ты не можешь не знать, что стоять за правду церковную, находясь при этом вне законной Церкви – есть соблазн и заблуждение. Никакие политические, административные, хозяйственные, имущественные и прочие несогласия, возникающие между рабами Божиими, - членами Церкви воинствующей, т.е., в человеческом своем составляющем, пребывающем на земле, подверженным греху и смерти, - ничто из перечисленного не умаляет и не отменяет Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Ссылки на «традиционность» и «исконность» - это всегда лукавство. Долгими веками Церковь устанавливала, например, перечень книг, входящих во Св. Евангелие. Что бы ты сказал о тех, которые, под предлогом «традиции», вводят в число Евангельских книг что-то уже Церковью отклоненное, прожитое, сравнительно с I или II столетиями?
Русская Зарубежная Церковь не могла находиться в общении с Русской Церковью в Отечестве по причине разнообразных гонений со стороны властей, что препятствовало свободе Церковной. - Ныне Русская Православная Церковь в Отечестве свободна в своем святом служении на благо нашего многострадального народа. Ты не станешь отрицать эту очевидность. – Можем ли мы отказываться от общения с Ней под предлогом, что Она, в своем человеческом составе, еще не избавилась от всех последствий этих лютых гонений? Разве допустимо на этом
основании рассуждать и поступать как евангельский фарисей из притчи Господней?
Еще и еще раз усердно прошу тебя одуматься. Во имя твоего спасения, за святое послушание, подчинись наложенному на тебя прещению, сколь бы оно не казалось тебе несправедливым. Разорви всякие связи с раскольными сборищами. – И тогда восстановится твое право обратиться к Священноначалию с просьбой вновь рассмотреть твое дело, представив дополнительные аргументы, если они имеются в твоем распоряжении.
Для верных чад, пастырей и архипастырей Церкви Христовой иного пути нет.
Молю Господа, чтобы Он вразумил тебя.
Остаюсь твой всегдашний молитвенник и доброжелатель,
+Епископ Гавриил
29 октября/11 ноября 2008 года
|